К вопросу о наших стандартах

Разбор работ абитуриентов Московской Центральной Художественной Школы

Оценка художественных произведений – дело сугубо личное, темное и неоднозначное. Но мы не можем учить тому, не знамо чему. Поэтому я выбрала в качестве ориентира стандарты русской классической художественной школы, сформированной и получившей расцвет в XIX и XX веках.

В России главным, но не единственным, представителем данной школы является Российская Академия Художеств и подведомственные ей учебные заведения:

— Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова.

— Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

— Московский академический художественный лицей Российской академии художеств.

— Санкт-Петербургский академический художественный лицей им. Б. В. Иогансона Российской академии художеств.

Предлагаю просмотреть разбор полетов абитуриентов московского художественного лицея по ссылкам.

9-11 лет https://www.youtube.com/watch?v=vAg9AwmzEAI

 

Полагая, что разбор сделаны на профессиональном языке, я осмелилась расшифровать его для непосвященного слушателя.

Видео 1. Рисунки детей 9-11 лет.

1

Ошибка самой постановки. Это просчет преподавателя. Постановка ставится для решения определенных задач. В данном случае нужно поставить 2-4 простых, без лишних деталей предметов на понятную плоскость, учитывая при этом, что драпировка должна мягко контрастировать с ними. Т.е. не быть вычурной, блестящей, слишком светлой, слишком темной. В качестве предметов подойдут предметы с матовой поверхностью и без излишнего декора: кувшин, крынка, чугунок, утюг, сковорода, кастрюля, большая кружка, топор, скалка, блюдо, яблоко, груша, тыква и т.п. предметы не должны быть все круглыми или одинаково продолговатыми. Например, традиционная постановка: высокий кувшин, утюг, две луковицы или яблока. Смысловой нагрузки натюрморт нести не должен.

Ошибка самого рисовальщика: неверное размещение предметов в листе, перекос влево. (рис 1).Отсутствие «развития тона» по горизонтальной и вертикальной плоскости. Под этим подразумевается, что прямые плоскости не должны штриховаться однотонно. «Развитие тона» – это плавный переход от более освещенной части к менее освещенной, либо от зрителя в глубину рисунка, либо в каком-либо другом порядке сообразно авторскому замыслу. При этом предполагается, что самые жесткие, контрастные и темные моменты должны находиться на переднем плане, но не «перекрикивать» композиционный центр. То есть все самое существенное должно быть более детализированным, контрастным, а все менее важно более обобщенным, размытым, смягченным, неконтрастным. В данном случае (учитывая ужасное качество иллюстрации) могу предположить, что тон по горизонтальной плоскости должен был развиваться от светлого к более темному, а задний план – затемняться справа налево. Тогда бы дальняя линия перехода от вертикального фона к горизонтальному была бы значительно темнее и «скрылась» в тени. Это относится к теории рисунка. На самом деле задний план мог быть таким, как на рисунке из-за особенностей освещения, но рисовальщик должен нарисовать так, как должно быть в теории, а не слепо копировать натуру.Также комментатору не нравится штрих. Действительно, аккуратное академическое штрихование существенно улучшает впечатление от работы, но не критично. Известно множество академиков с нарочито неряшливым штрихованием, что никак не влияет на оценку их работ. Опять же не следует путать умышленную небрежность с неумением. Это две большие разницы.

2

Рис. 2. Этот рисунок комментатору нравится больше, как более интересный с точки зрения композиции. Однако подчеркивается существенный недостаток – «отсутствие воздуха и пространства». Что под этим подразумевается? В данном случае рисунок содержит все ошибки передачи пространства. Самая главная – полное отсутствие «построения», когда все предметы рисуются как бы прозрачными, каркасами, практически «вычерчивается перспектива, линия горизонта, линии схода, эллипсы у круглых предметов, точные геометричные грани у остальных. Рисовальщик должен показать, что он понимает, как расположены плоскости, как они сопрягаются, как правильно их нарисовать в перспективе и как на них поставить предметы натюрморта. Второе, сами предметы должны быть нарисованы по тем же правилам перспективы и построения, при этом тон дается условно, либо в полную силу, если автор владеет им.  За счет этого пространство наполнится воздухом, предметы обретут объем и свое место в постановке.

3

Рисование гипсов детьми в возрасте 9-11 лет довольно сложно. Но требования все те же: построение, перспектива, пространство, правильное распределение тона, точная и грамотная штриховка. На рис. 3 множество ошибок построения, предметы «влипли» один в другой, прямые линии не прямые, перспектива отображена как попало.

4
4

На 4 рисунке пространство и взаимное расположение предметов отображены лучше, но не проработанный светлый фон считается ошибкой. Следовало бы условно укрыть нижнюю горизонтальную плоскость от светло-серого к белому, а задний фон, вероятно, слева направо от светлого к более темному. Это обозначило бы присутствие неких границ натюрморта, а не «зависание» его в неопределенной светлой бесконечности.

5
5

6 6

На рисунках 5 и 6 допущена ошибка постановки: предметы скучно расположены : равномерно и симметрично. Плоскость, на которой находятся предметы, не проработана никак, из-за этого она непонятна и нереалистична.

7
7

Задание по живописи (рис. 7) показано в черно-белом исполнении, что не дает полного представления о его недостатках и достоинствах, поэтому приходится догадываться. Очевиден композиционный недостаток: постановка вписывается в скучный симметричный треугольник. Также идет речь о том, как подбираются цвета в живописной постановке, но не понятно, что именно не нравится комментатору, так как иллюстрация черно-белая. Общая теория постановок для академической живописи предполагает гармонию, присутствие 2-4 различных взаимодополняющих цветов и присутствия цветового акцента. Например, ошибочно всю композицию выставить в холодной гамме, не сбалансировав ее теплым акцентом. И наоборот. Например, лимоны и апельсины на красном фоне должны быть сбалансированы зеленой, серой или подобной деталью или драпировкой. Соответственно, холодная гамма уравновешивается теплым акцентом. Также на этом рисунке не простроены плоскости и предметы, хромает рисунок. И еще комментатор немного коснулся большой темы цветовой перспективы и взаимодействия цветов. Ничего не понятно касательно данной картины из-за черно-белой иллюстрации. Развернуто комментировать невозможно, ибо очень большая тема.

8
8

8 рисунок получил оценку повыше, хотя сохраняются недочеты построения, неточная лепка объемов. Соответственно, о живописных качествах говорить не приходится, ибо их не видно.

9
9
10
10

9 рисунок – композиция оценен низко, и вполне заслуженно. К комментатору нечего добавить, все понятно. О колорите молчу, так как не вижу его.

10 рисунок – примитивная отцентрованная композиция, неверно разложена по тону. Это значит, что оправданным было бы осветить персонажей костром, все остальное затемнить, увести в тень, на палатку бросить тени фигур или кустов, и только на небе оставить месяц для романтики. Из-за ошибки в тоновом решении в черно-белой репродукции не видно вообще костра. А он должен быть самым светлым пятном на картине. Также одинаково проработаны детали, не понятно, что главное, что второстепенное.

Итак, резюме и обобщение

  1. Постановка ставится под конкретную дидактическую задачу, с умыслом, а не просто так.
  2. Пространство и предметы надо строить по законам перспективы, как в рисунке, так и в живописи.
  3. Есть несколько нехитрых правил штриховки предметов и фона, которые нужно соблюдать.
  4. Композиция является результатом наших умений как рисовальщиков, живописцев, а в первую очередь мыслителей, эстетов. Она, как лакмусовая бумажка, проявляет наши слабые места и недоработки.
  5. Никто не требует от юного художника идеального владения изобразительными техниками. Тогда чему бы его стали учить?! Но для абитуриентов 9-11 лет существует определенный образовательный ценз, уровень, которому человек в таком возрасте должен соответствовать.

    Видео 2, 3 и  4 (ссылка).

    12-13 лет https://www.youtube.com/watch?v=nIX-zqZdZ0Y

    14-15 лет https://www.youtube.com/watch?v=e8h0-KZFbZM

    16-18 лет https://www.youtube.com/watch?v=eUNi-LGY5qs

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *